Расследование: ВКонтакте – первый во всём? Или первый по количеству спама? Взгляд изнутри – развеиваем статистические мифы.

Опубликовано 2864 дня назад, автор Максим Береговой
singleimage

Не очень люблю критиковать, особенно вещи, которые мне нравятся, и которыми пользуюсь.

Но я люблю справедливость, и в данном случае у меня есть что сказать для её восстановления. Давно пора развеять миф о том, что ВКонтакте – первый во всём. И сейчас я буду это аргументированно доказывать.

Хочу заметить, что я здесь не собираюсь никого пиарить по-черному или по-белому. Этот пост, как и все остальные на моём блоге, никто не заказывал и не оплачивал. Идея написать его появилась у меня час назад, а мысли и наблюдения, которые в нём изложены, сидят в моей голове уже давно. Сразу скажу, что из всех социальных сетей я предпочитаю ВКонтакте, отчасти из-за большого количества русскоязычной аудитории и широкого функционала. С полной уверенностью могу сказать, что когда facebook заполнится большим количеством русскоязычной аудитории – буду сидеть там. Тем не менее, сейчас я сижу больше всего ВКонтакте, он мне нравится многими вещами, но сегодня я буду его «ругать», чтобы он был ещё лучше :)

Так как владельцы сайта не раскрывают систему подсчёта своих параметров, мы будем исходить из наиболее вероятного алгоритма подсчёта, и разберём каждый из них отдельно. По состоянию на 18.12.2009 ВКонтакте хвастается следующими параметрами:

 

 

Миф номер раз

«Интернет-ресурс №1 в России, самая посещаемая социальная сеть в России (TNS Gallup)»

То, что ВКонтакте – интернет-ресурс №1 в России, даже на шутку не катит. Зачем ссылаться на данные TNS Gallup (причем – без ссылки на подробности), если самый популярный и, очевидно, объективный счётчик Alexa даёт ВКонтакте почётное, но всё же третье место после Яндекса и Почты@Mail.ru? И это без учёта поддоменов .mail.ru и .ya.ru, речь о которых пойдёт ниже.

Говоря о том, что ВКонтакте – самая посещаемая СС в России, владельцы сайта почему-то учитывают статистику всех своих модулей, включая фото, видео, заметки (блоги) и т.п. Заметьте, с одной стороны они выставляют себя в качестве фото-, видео- и аудио-хостинга, с другой – говорят о себе как о социальной сети. Здесь стоит определиться – если вы всё же социальная сеть, то учитывать показатели посещения хостингов фото, видео и аудио не стоит, т.к. это к социальной сети относится лишь косвенно. Но если учитывать все посещения, тогда давайте также считать и остальных.

У Mail.ru все сервисы тоже идут под одним брендом, они просто на разных поддоменах. Сложив статистику только четырёх из них (Мой Мир@Mail.Ru, Фото@Mail.Ru, Видео@Mail.ru, Блоги@Mail.Ru), уже получаем более половины всей статистики ВКонтакте. Из похожих Контакту модулей у Mail.ru также имеются Работа, Леди, Дети, Открытки, Ответы, Чаты и т.п. Да и зачем считать только похожие? Если мы берём бренд, то давайте считать все сервисы сразу, где действует один и тот же аккаунт – так будет более справедливо. Аналогично можно посчитать сервисы Яндекса. При таком, более объективном и справедливом подсчёте, ВКонтакте на первое место точно не поставить.

ВКонтакте, может, и является одним из лидеров в этом направлении, но здесь следует добавить слово «пока». Потому что ВКонтакте, очевидно, до сих пор находится на стадии инвестирования. И каким он будет, когда инвесторы захотят получить полную отдачу, мы не знаем. Вполне возможно, что его монетизация отберёт ещё несколько позиций. Кроме того, и без этого на пятки наступает «первоисточник ВКонтакте» – facebook.

Миф номер два

«Более 1 500 000 000 страниц открывается на сайте ежедневно (liveinternet). Это больше, чем у всех остальных крупных интернет-сайтов СНГ, взятых вместе».

Интересно, что указанная ссылка на liveinternet не подтверждает того, что «более 1.500.000.000 страниц открывается на сайте ежедневно» – статистика доступна только по паролю. Но даже если это так, то несложно догадаться, каким образом набраны эти просмотры страниц. Почему ВКонтакте до сих пор не сделал нормальную систему сообщений, как это есть у Одноклассников, facebook, Я.ру? Почему на сайте практически нет AJAX-подобных технологий, и всегда нужно обновлять страницу? Всё это только для того, чтобы козырять кругленькой цифрой с восемью нулями и вводить пользователей в заблуждение.

Кроме того, вышеуказанная ссылка лишь демонстрирует первенство ВКонтакте по сравнению с другими ресурсами категории «Знакомства и общение», имеющими счётчик liveinternet. Разумеется, среди них мы не видим таких гигантов, как Одноклассники, Яндекс, Рамблер, Google и прочих. Видимо, по мнению ВКонтакте, они не являются «крупными интернет-сайтами СНГ».

Миф номер три

«Самый крупный фотохостинг в СНГ: более 12 миллионов фотографий загружается на сайт ежедневно».

К сожалению, здесь мы опять вынуждены верить владельцам сайта на слово. С трудом верится в то, что ВКонтакте настолько крут, что Фото@Mail.ru и Яндекс.Фотки «курят в сторонке». Вышеупомянутый liveinternet свидетельствует, что статистика Фото@Mail.ru, узконаправленного фотохостинга, лишь в 6 раз уступает всему ВКонтакте. Как вы знаете, ВКонтакте более 12 модулей, которые активно используются, и все они накручивают его общую статистику. Лишь один из них является фотохостингом. Таким образом, если разделить всю посещаемость ВКонтакте на 12 модулей (а их на самом деле больше), в среднем на каждый модуль получаем посещаемость в 2 раза меньше, чем на Фото@Mail.ru.

Исходя из посещаемости, можно строить прогноз и о количестве загружаемых фотографий. Заметим, что ВКонтакте пишет о количестве загружаемых фотографий, но умалчивает о проценте реально публикуемых из них. Кроме того, в количество публикуемых, насколько я понимаю, входят все те рекламные аватары, порно-фотографии, глупые приколы, безнравственные открытки и прочий бред, который просто не прошел бы модерацию на тех же Яндекс.Фотках. Как видим, ВКонтакте гордится своей ужасной модерацией загружаемых фотографий.

Миф номер четыре

«Самый крупный видеохостинг в СНГ: более 1800 тысяч новых видеофайлов ежедневно».

Возвращаемся к вопросу модерации. Если вы посмотрите, сколько ВКонтакте роликов, запрещенных законодательством РФ, которые RuTube и Яндекс.Видео просто не пропустят на свои хостинги, – вы поймёте о чём я говорю. Добавьте к этому огромное количество копий, таскаемых от одного пользователя к другому, и получите «1800 тысяч новых видеофайлов ежедневно». Всё просто – достаточно забить на модерацию. А если модерация и осуществляется, то насколько мне известно, построена она на удалении уже загруженных видеофайлов. Таким образом, ВКонтакте говорит о числе всех видео, в том числе удалённых модераторами.

Миф номер пять

«Самый крупный аудиохостинг в СНГ: более 1400 тысяч новых аудиозаписей ежедневно».

Здесь, как и в предыдущем пункте, не указано, что имеются ввиду загруженные файлы, в отличие от пункта с фотографиями. И вот почему. ВКонтакте есть функция добавления на свою страницу нового аудио или видео, найденного через поиск, в группе, у пользователя или в любом другом месте. Таким образом, возникает предположение, что речь идёт не о новых аудиозаписях, а о появившихся ссылках на страницах пользователей на уже существующие аудиозаписи ВКонтакте. 10 пользователей прослушали песню, она им понравилась – нажали кнопку «Добавить», и ссылка на песню появилась на странице «Аудиозаписи» пользователя. Считать это добавлением новой аудиозаписи на сайт, по меньшей мере, глупо. Прибавим полное несоблюдение авторских прав и получим «более 1400 тысяч» мифических псевдо-новых аудиозаписей в день.

Миф номер шесть

«Самый популярный вид общения в СНГ: более 80 миллионов сообщений отсылается ежедневно».

ВКонтакте опять пытается внушительными цифрами заморозить разум читателя: «Год 2009. Жители СНГ забили на телефоны и живое общение, теперь коммуникации происходят только ВКонтакте». Но если говорить серьёзно, то видимо имелось в виду интернет-общение. Которое, кстати, включает в себя и такие популярные способы, как e-mail, Skype и ICQ. Может, речь идёт об общении непосредственно на сайтах? Тогда почему не сказать об этом прямо? В этом случае, конечно же, общение в социальных сетях является наиболее популярным способом, но с каких пор этот вид коммуникации означает общение ВКонтакте? Что касается цифры, то учитывая количество спама ВКонтакте, она близка к реальной. Больше спама, наверное, только в Мамбе, которую социальной сетью назвать достаточно сложно.

Миф седьмой, последний

«На сентябрь 2009 года на сайте зарегистрировано больше 40 миллионов пользователей».

Пользователей или анкет, включая фейки, дубли и пр.? Как уже говорилось много раз до меня, ВКонтакте на одного удалённого спаммера регистрируются несколько новых. Таким образом и набирается большое количество, якобы людей, а на самом деле бесполезных, и даже вредоносных страниц, которыми гордиться уж точно не стоит. Одноклассники перестали гнаться за количеством, введя платную регистрацию, и где-то это правильно – за качество нужно платить. ВКонтакте по прежнему делает ставку на количество, поэтому имеем то, что имеем.

От себя хочу добавить, что ВКонтакте, на мой взгляд, – самая безнравственная социальная сеть из наиболее крупных. Ни цензуры, ни этики, ни общепринятых норм морали. Возможно, в этом с ним может поспорить только Мамба (хотя это, скорее, сервис знакомств), но и там нет тех ужасно бредовых и развратных групп, которые в последнее время хоть убрали из топа Контакта. Трудно представить себе хоть что-то подобное на facebook. Модерация видео и фотографий по-прежнему оставляет желать лучшего.

В качестве вывода можно заметить, что большинству данных, которыми ВКонтакте гордится не по праву, верить не стоит. ВКонтакте делает ставку на количество, не обращая внимания на качество. Они просто объединили весь функционал в одном домене, свалили всё в одну кучу для набора статистики. Недостатки сайта умалчиваются, а достоинства преувеличиваются. Где-то показатели просто накручены за счёт спама или не удобного интерфейса, где-то статистика завышена, в чём-то владельцы лукавят и даже откровенно лгут.

Тем не менее, сайт остаётся одним из самых популярных в Рунете. Будем надеяться, что рано или поздно он также станет одним из самых качественных в плане контента…

Комментарии читателей (2)
    • Михаил Гранкин
    • Несколько странный разбор.
      Это фактически рекламная информация, а реклама всегда врет в сторону представления товара в лучшем свете. Точно также, как пишут «Тарифы от 5 гривен в месяц», а на деле за 5 гривен получаешь условно мегабайт в месяц, а нормальные тарифы стоят в пять раз дороже.
      Поэтому не вижу смысла тут придираться. Любая социальная сеть пишет про себя, что она крупнейшая и лучшая.

      Что ни говори, а Вконтакте – это лучшая технически реализованная соц. сеть на русском языке. Он фантастически держит нагрузку, имеет нормальный дизайн и удобные сервисы. А большинство его проблем связаны с его популярностью, точно так же, как все вирусы и черви нацеливаются в первую очередь на Windows-компьютеры.

      Про безнравственность посмешило. Что это значит? Ну, иногда матерятся в комментариях, ну так удаляй, ты же хозяин страницы. Или что ты имеешь в виду? Я с безнравственностью не сталкивался не разу.

    • Максим Береговой
    • Привет, Миша) Рад видеть тебя на страницах своего блога :)

      Давай по-порядку. Во-первых, те же Одноклассники не заявляют, что они крупнейшая и лучшая СС. На главной, в отличие от ВКонтакте, пишется не статистика «А-ля, какие мы крутые!», а возможности для потенциального пользователя:

      «На Одноклассники.ru
      Вы можете:

      * искать одноклассников
      * найти друзей
      * переписываться с ними
      * смотреть их фотографии
      * организовывать встречи»

      Информация абсолютно точна и не приукрашена. Да, на странице «Реклама» есть статистика, но для данной страницы она обязательно, и она достаточно сухая, без превосходных степеней. На мой взгляд, такая честность и открытость привлекает пользователей гораздо лучше вводящей в заблуждение рекламы.

      Насчёт технической реализации абсолютно согласен, я с этим никогда и не спорил. Хотя, не стоит забывать, что фундаментально это всё же facebook.

      Что касается популярности – здесь даже не о чем спорить, достаточно взять в несколько раз более популярные YouTube или facebook, которые не имеют таких проблем.

      Не знаю, что тебя насмешило в теме безнравственности. На мой взгляд, нравы, царящие ВКонтакте, превышают нормы этики и морали, а это и есть безнравственность. Я специально не приводил примеры, но если они необходимы, то достаточно будет сказать о куче групп, само название которых уже говорит само за себя. Добавь к этому матерные песни, порнографию в видео, страницы самих пользователей, которые удивительным образом проходят модерацию. Это всё публичные данные, распространяемые спамом, а не единичные случаи матов в комментариях, о которых ты упомянул.

      Повторюсь, что представить что-то подобное на том же facebook просто невозможно. На Одноклассниках тоже ситуация гораздо лучше. Но справедливости ради стоит отметить, что с момента публикации данного поста и ВКонтакте ситуация значительно улучшилась. В частности, исчезло огромное количество бредовых групп. Это радует.

      Ещё раз хочу отметить, что я не наезжаю на ВКонтакте, просто люблю справедливость, поэтому и написал свой субъективный взгляд на некорректные заявления администрации сайта. Сам я пользуюсь им чаще остальных СС по уже описанным ранее причинам.

Ваше мнение?

Допускается использование HTML тегов и атрибутов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>